«Юбилейное ожерелье»: 30 лет со времени издания эпоса А. М. Шаронова «Масторава» на мордовском-эрзя языке
В 1994 году вышел эпос «Масторава», составленный А. М. Шароновым.
«Масторава» – героический эпос, созданный на основе мифов, эпических песен и сказаний мордовского народа. В его поэтических образах показывается материальная и духовная культура эрзян и мокшан, а также их общественно-политическая история со времен первобытности до середины XVI века, когда мордовская земля окончательно была присоединена к Московскому государству.
Эпос состоит из пяти частей: «Век Богов» («Пазонь пинге»), «Древний век» («Кезэрень пинге»), «Век Тюшти» («Тюштянь пинге»), «Век ворогов» («Ятонь пинге») и «Новый век» («Од пинге»). Каждая часть соответствует определенному периоду жизни народа и отдельной стадии развития эпического творчества. Всего в произведении восемнадцать сказаний.
«Масторава» в поэтической форме показывает, как жил, о чем думал и к чему стремился мордовский народ в минувшие времена.
В основу композиции «Масторавы» положена песня на сюжет «Тюштян и эрзянская история», начинающая повествование мифом о сотворении мира и человека и продолжающая его рассказом об избрании эрзянами царя Тюштяна и о его правлении.
-
Кунсолодоя монь, эрзят, мокшот!
Пуромодоя перькан, сыреть, одт!
Ушодан моро Масторавадо –
Чачомадонзо, касомадонзо.
Мон эрзянь койненть тыненк ёвтаса,
Мон мокшонь иланть тыненк пачтяса.
Содадо, косто эрзят, мокшот лиссть,
Кода сынст келест ды коест теевсть.
Содадо, эрзят, содадо, мокшот,
Ки нолдыдизь тынк Масторава лангс,
Ки максызе тенк чачонк-обуцянк,
Ёжонк ды превенк паро эрямос.
- Слушайте, эрзяне и мокшане,
Старые и юные, внемлите!
Начинаю песнь про Мастораву,
О её рождении и жизни.
Про эрзянский мы споем обычай,
Про закон поведаем мокшанский.
Про народ мордовский всем расскажем.
Как эрзя и мокша появились,
Кто им дал жизнь вечную на свете,
Кто их поселил на Мастораве –
Мы про то поведаем, расскажем.
Скажем мы, кто разум с красотою
Для хорошей жизни им отмерил.
Главный герой эпоса – Инешкипаз, творец мира и человека, создатель обычаев, традиций и законов жизни, источник добра и света, покровитель и строгий судья человека в его делах, поступках и помыслах. Второе по значению и статусу божество – Анге-Патяй, жена Инешкипаза, богиня-мать, богиня красоты, покровительница любви и брака, защитница женщин и детей. Антипод Инешкипаза – Идемевсь (чёрт), олицетворяющий зло и темные силы, источник бед и несчастий человека. Другие действующие лица эпоса –Пурьгинепаз (бог грома и дождя), Масторава (богиня мордовской земли), Кудадей (основатель эрзянского племени), Нарчатка (мокшанская княгиня, смелая воительница с врагами) и др. Вместе они образуют коллективный образ народа.
После сотворения мира Инешкипаз создает человека, хозяина земли, предназначение которого – в творческом овладении богатствами природы. Для этого он наделяет его разумом, волей, страстями и неуемным характером, не позволяющим останавливаться на достигнутом.
Время правления Тюштяна – Золотой век в жизни эрзянского народа. Тюштян делает всё, чтобы его народ процветала и благоденствовала. На память о себе он оставляет медную трубу, которая рассказывает, как следует жить эрзянам в новых условиях:
Свой язык вовек не забывайте,
Лишь своим умом всегда живите,
Лишь свои желанья исполняйте,
Лишь свои обычаи храните,
Лишь своих людей в царях имейте.
А. М. Шаронов писал «Мастораву» как оригинальную версию эрзянского героического эпоса, заключенную в форму литературного свода мифолого-героических и героико-эпических мифов, песен и сказаний.
Александр Маркович Шаронов (род. 1942) – профессор, доктор филологических наук; фольклорист, литературовед, писатель.