Шпаргалка для педагога

Все дошкольные образовательные организации России работают сегодня в условиях внедрения Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Работа  в новых условиях повлекла за собой ряд изменений, затрагивающих деятельность всего педагогического коллектива ДОО. Одним из них является  требование  создания  каждым педагогическим работником  рабочей программы.  При этом ни  в одном регламентирующем  работу ДОО документе нет прямого определения данной программы и  требований к ней. Каждый педагог сам выбирает её форму, учитывая конкретные условия, образовательные потребности и особенности контингента воспитанников.  Апробированные программы воспитателей, учителей-логопедов, педагога-психолога, учителя-дефектолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре   представлены  регионами России в  сборнике «Рабочая программа педагога ДОО. Из опыта работы»  (СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015). Построенные по единой структуре, они отличаются  разнообразием содержания: комплексно-тематическое планирование деятельности с детьми в конкретной возрастной группе, система физкультурно-оздоровительной работы, модель развёрнутого календарного планирования и т. д.  Но каждая из них – это документ, который, будучи единым, учитывает индивидуальные способности каждого воспитанника.
   Современные дети - компьютерное поколение, из жизни которого вытеснены реальные жизненные впечатления и   желание творить, моделировать, создавать своими руками.   Как приобщить ребёнка к полезной занятости? Как научить интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг?  Эти  проблемы рассматривает  в книге «Руководство самостоятельной деятельностью дошкольников» (СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2015) Ежкова Н.С.
  Современные подходы к дошкольному образованию ориентируют на необходимость предоставления большого количества времени для реализации личностных потребностей детей, их самовыражения в различных видах деятельности. Но, считает автор, рационально и интересно проведённое свободное время детей – это результат длительной педагогической работы: без участия взрослых даже старшим дошкольникам сложно   осознать  значимость и ценность  своего свободного времени. Ежкова  Н.С.   обобщает взгляды учёных и практиков на  основы досуговой деятельности детей,  даёт краткую характеристику основных форм приобщения ребёнка к полезной деятельности для  каждого периода дошкольного детства и методические рекомендации по руководству самостоятельной деятельности старших дошкольников.  Основное содержание книги  - готовые разработки общения и различных видов игр по основным направлениям воспитания старших дошкольников в свободное время: рисование, художественно-речевая и  двигательная деятельность, конструирование.  
  Ранний возраст – это возраст активного познания окружающего мира; основа дальнейшего развития ребёнка; база, определяющая его успешность в будущем. Специалисты, занимающиеся воспитанием и изучением детей  от года до трёх лет, отмечают в этом возрасте особую роль руки.  Уже доказано: чем больше малыш умеет делать руками, тем он умнее.
  Продумать и создать для ребёнка жизненное пространство, располагающее  к   развитию его рук, поможет книга И. С. Погудкиной «Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1года до 3-х лет)» (СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015).  В ней  даны игры и упражнения, составляющие основу занятий для развития мелкой и крупной моторики, координации движений. Апробированные занятия, представленные автором,  способствуют активизации работы мозга, развитию речи и мышления, памяти и внимания, помогают подготовить руки к письму и рисованию.
Материалы приложений позволят правильно оценить уровень нервно-психического развития ребёнка, определить пути развивающей работы с ним.
К работе с детьми раннего дошкольного возраста обращается и Н.М. Савельева, представляющая программу дополнительного образования «Гениальные малыши» ((СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014).  Программа  направлена  на развитие творческих способностей детей 2-х-3-х лет в изобразительной деятельности, с учётом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей  каждого ребёнка.  Кроме того, автор представляет тематическое планирование  и разработки занятий в младшей группе. Отдельная глава книги посвящена работе с  педагогами и  родителями как активными участниками развития ребёнка. В ней даны консультации «Нетрадиционные техники рисования» и «Так ли важно рисование в жизни ребёнка?»  и разработка родительского собрания «Рисуем вместе с ребёнком».