Конструирование дошкольников

     Тезис, что конструктивная деятельность играет огромную роль в процессе всестороннего, гармоничного развития личности детей дошкольного возраста, сегодня неоспорим. Конструктивная деятельности формирует основы волевого поведения, носит познавательный и творческий характер, развивает способности ребёнка и таким образом способствует развитию личностной готовности к школе.

     Познакомьтесь с новыми пособиями по организации этой работы в детском дошкольном учреждении и дома.

     О. Э. Литвинова пособие «Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 3–4 лет» (СПб.: Детство-Пресс, 2017) адресует широкому кругу читателей: воспитателям, заинтересованным родителям, гувернерам. Занятия построены на использовании строительного материала (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры и т. п.).

     Цель пособия – подсказать воспитателям, родителям, гувернерам, как познакомить ребенка с образцами используемых материалов, объяснить способ работы с ними, ненавязчиво помочь выполнить постройку, побуждая ребенка к созданию различных вариантов постройки.

     Занятия по конструированию и экспериментированию с природным и бытовым материалом с дошкольниками и младшими школьниками предлагает В. А. Кайе в методическом пособии «Конструирование и экспериментирование с детьми 5–8 лет» (М.: Сфера, 2017). Пособие адресовано воспитателям ДОО, учителям начальных классов и родителям.

     Автор с 1979 года активно занимается изобретением игрушек и игр, проводит интеллектуальные занятия. Изложенное в книге – попытка передать то, что довелось придумать, увидеть, сделать, проверить на практике самому автору.

     Начинается пособие с методических рекомендаций по использованию игрового набора «Колечки Кайе», предназначенного как для индивидуальной, так и коллективной игры детей в возрасте от 3 до 11 лет. Это многофункциональная, вариативная дидактическая и игровая система. Её можно применять как в детском саду, так в домашних условиях. Набор может использоваться в качестве мозаики, графического конструктора или конструктора с заданиями на трансформирование рисунка, как детское домино.

     В главе «Как научить детей изобретать?» автор высказывает свою точку зрения, что такое «интеллектуальное занятие» и «алгоритм изобретения».

     Основную часть пособия занимает глава «Занятия с детьми», где вы найдете оригинальные занятия по конструированию.

     Конструктор Лего давно и прочно вошел в жизнь наших детей. Педагог по дошкольному образованию и автор методического пособия «Лего-конструирование в детском саду» (М.: Сфера, 2018) Е. В. Фешина предлагает читателям свой опыт работы с этим конструктором. Она считает, что в отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета в кото­рых перегружает психику ребенка, в Лего дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирая разные модели. Такая игра с мелкими деталями раз­вивает не только двигательные функции, но и речь, особенно это касается детей с задержкой развития. Поэтому оно адресовано и воспитателям, и педагогам-организаторам леготек, и родителям.

     Методическое пособие включает перспективное планирование и содержание образовательной деятельности для детей младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп. Занятия направлены на развитие конструкторских способностей детей, эстетического вкуса, формирование познавательной и исследовательской активности, стремления к умственной деятельности. Пособие поможет развить в детях инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, умение работать в коллективе. Особое место в издании занимает диагностика педагогического процесса, разработанная для каждой возрастной группы детского сада.

sn