08.04.2020

Конкурс исследовательских работ

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении конкурса исследовательских работ школьников «Моя земля - моя Победа» в рамках проекта « Казачий край - литературная этностаница»

1. Конкурс исследовательских работ школьников «Моя земля - моя Победа» организуется в рамках проекта «Казачий край - литературная этностаница». Конкурс проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов, в рамках Года памяти и славы, Года народного творчества и 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.

2. Организаторами конкурса выступают Саранское хуторское казачье общество «Троицкое» и Государственное бюджетное учреждение культуры «Мордовская республиканская детская библиотека».

3. Цели и задачи конкурса исследовательских работ школьников «Моя земля- моя Победа» в рамках проекта « Казачий край - литературная этностаница»:

- военно-патриотическое воспитание молодого поколения;

- углубленное изучение фактов из истории Великой Отечественной войны;

-формирование понятия о том, каков вклад представителей разных этносов в Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне, посредством изучения исторических материалов;

- осознание того, что каждый человек должен принять на себя ответственность за судьбу своей Родины;

- воспитание чувства единства и сплоченности;

- воспитание в подрастающем поколении чувства уважения к подвигу народа в Победе над фашизмом, осмысление роли в этом процессе и в других значимых исторических событиях представителей разных народов;

- обучение школьников основам научно-исследовательской деятельности и совершенствование исследовательских навыков: использования научного аппарата, применения методов исследования, определения целей и задач исследования, соблюдения структуры научно-исследовательской работы.

4.Участниками конкурса исследовательских работ школьников «Моя земля - моя Победа» в рамках проекта « Казачий край - литературная этностаница» являются учащиеся 5-11 классов общеобразовательных школ г.о. Саранск - как члены кадетских формирований, так и не входящие в такие формирования .

5. Конкурс исследовательских работ школьников «Моя земля - моя Победа» в рамках проекта « Казачий край - литературная этностаница» проводится по двум основным направлениям.

1) Исследовательское, предполагающее подготовку историко-краеведческих, социологических исследований, выполненных на основе первоисточников (архивных, опубликованных, неопубликованных) и оригинальных материалов с помощью корректной научной методики.

2) Проектно-исследовательское, предполагающее создание работ проектно-исследовательского характера, включающих в себя исследовательскую часть как этап в процессе достижения результата. Таким результатом могут быть: исторический маршрут, квест, буклет, брошюра, макет, видеофильм, маршрут экскурсий и т.д.

6. На Конкурс принимаются работы исследовательского и проектного характера, отражающие реальную деятельность автора, связанную с изучением:

- истории подвига члена(ов) своей семьи («Семейный бессмертный полк»);

- памятных мест для уроженцев Мордовии - участников Великой Отечественной войны;

- участия казачества в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.;

- судеб наших соотечественников эпохи Великой Отечественной войны;

- культуры повседневности времен Великой Отечественной войны: изучение особенностей быта, уклада жизни в военную эпоху.

Также содержание работы может представлять собой:

-осмысление роли тружеников тыла и вклада простых людей в Победу над врагом;

- «непридуманные истории» войны («Моя семья в годы Великой Отечественной войны»).

7. Победителей конкурса исследовательских работ школьников «Моя земля - моя Победа» в рамках проекта «Казачий край - литературная этностаница» будет определять экспертный совет в который войдут:

Фофанова Катерина Владиславовна(председатель жюри) - доктор социологических наук. Доцент. Профессор (кафедры социологии), член диссертационного совета ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»;

Сычев Андрей Анатольевич - доктор философских наук. Профессор (кафедры философии) Заместитель председателя диссертационного совета ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»;

Малоземов Сергей Иванович

Бареев Максим Юрьевич - кандидат социологических наук. Доцент кафедры методологии науки и прикладной социологии ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»;

Шумкова Наталья Викторовна - кандидат социологических наук. Заведующая сектором социально-экономических программ Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»;

Акимова Людмила Александровна - Заведующий информационно-библиографическим отделом ГБУК «Мордовская республиканская детская библиотека».

8.Победители конкурса исследовательских работ школьников «Моя земля- моя Победа» в рамках проекта «Казачий край - литературная этностаница» определяются в следующих категориях:

- Лучшая исследовательская работа.

- Лучшая проектно-исследовательская работа.

- Приз за нестандартный подход в решении задач исследования

Рекомендации для написания исследовательских и проектно-исследовательских работ приведены в приложениях 3,4.

9. Этапы проведения конкурса.

1) Прием заявок открыт с 20 марта 2020г. по 19 апреля 2020 г.

2) Основной этап конкурса и представление материалов в оргкомитет проводится с 20 апреля 2020 г. по 15 сентября 2020 г.

3) Итоговая защита работ (очно) 29 сентября 2020 г.

10.Для участия в Конкурсе до 19 апреля 2020 г. необходимо:

    Заполнить регистрационную форму. Приложение 1 (скачать)

    Заполнить согласие на обработку персональных данных. Приложение 2 (скачать)

Объем текста исследовательской работы – 8-10 страниц, описание проекта – 3-8 страниц, шрифт Times New Roman, размер – 14, интервал- 1.5.

Для защиты видеопроектов (помимо описания проекта) необходимо предоставить смонтированный фильм продолжительностью не более 10 мин. в форматах: mp4, avi и dvd-video.

11. Победители конкурса исследовательских работ школьников «Моя земля - моя Победа» в рамках проекта «Казачий край - литературная этностаница» награждаются дипломами и памятными призами. Остальные конкурсанты получают диплом об участии.

12. Результаты мероприятия публикуются на официальном сайте ГБУК «Мордовская республиканская детская библиотека», в официальных аккаунтах Саранского хуторского казачьего общества «Троицкое» и Мордовской республиканской детской библиотеки, в СМИ, на интернет - ресурсах организаций - партнеров.

Оргкомитет конкурса   7(8342)47-80-97,   library@mrdb.ru   

Контактные лица:

Акимова Людмила Александровна – зав. информационно-библиографическим отделом ГБУК «Мордовская республиканская детская библиотека»;

Ежова Ольга Валерьевна – зав. отделом обслуживания руководителей детского чтения ГБУК «Мордовская республиканская детская библиотека»;

Кулясова Наталья Геннадьевна – зав. Центром юношеского чтения ГБУК «Мордовская республиканская детская библиотека»

Приложение 3

Рекомендации по написанию исследовательских работ

Научно-исследовательская работа имеет определенные характеристики и строится по определенным правилам, которым необходимо четко следовать. Структура работы включает в себя введение, основную часть, заключение, список изученных источников, научной и справочной литературы (в алфавитном порядке), приложения (если есть).

Введение предполагает формулировку актуальности исследования, целей и задач исследовательской работы. Автор может добавить гипотезу, описание методов исследования, кратко охарактеризовать круг использованных первоисточников, а также научной и справочной литературы.

Цель исследования обычно состоит в изучении определенных явлений. Например: проанализировать, как повлияли события Великой Отечественной войны на судьбу вашей семьи; содействовать восстановлению памяти выдающейся личности; раскрыть историю памятных мест. После этого необходимо поставить задачи исследования. В отличие от целей, задачи показывают, что планирует сделать автор для достижения целей, например, собрать и систематизировать материал; провести опрос респондентов; выявить факты отчаянного сопротивления советских солдат в первые месяцы войны.

При выполнении некоторых исследований полезно выделить гипотезу. Это позволяет сделать исследование более осмысленным и конкретизировать предмет изучения. Гипотеза должна быть логически обоснованной, оправданной характером материала, в процессе исследования она либо подтверждается, либо опровергается. Это стоит отобразить в заключении.

В работе желательно сделать обзор ранее изученной литературы, в котором будет изложено, в каких направлениях тема изучалась предыдущими авторами, что известно о предмете исследования. Это даст понятие о том, что автор владеет информации об уже сделанном в данном направлении, и его исследование ставит новые задачи и рассматривает тему с нового ракурса.

Методы исследования, использованные в работе, подразделяются на методы сбора материала, методы его первичной обработки и систематизации, методы его исследования. В нашем случае среди методов сбора первичного материала может быть запись беседы с очевидцами событий, опрос, анкетирование, наблюдение. Методы первичной систематизации – составление таблиц, построение графиков, диаграмм и т.п. Методы исследования – описание, анализ, синтез, сравнение. Методы могут представлять из себя синтезированные формы, их суть может быть конкретизирована, например, метод анализа может включать анализ источников, может представлять собой сравнительный анализ и т.д..

Основная часть работы содержит аналитическое изложение сформулированных во введении исследовательских задач (вопросов), соответственно которым логически делится на части (главы, разделы, параграфы и т.д.). Рекомендуется в начале раздела привести общую информацию по изучаемой проблеме, затем изложить конкретные вопросы, решаемые в данном разделе, привести научную аргументацию в доказательство своего видения, кратко обобщить выводы.

Текст работы должен содержать ссылки на использованные источники: опубликованные и неопубликованные первоисточники, архивные документы, научная и справочная литература, материалы, взятые из сети Интернет. Допускается указание на источник в тексте в формате: [А, Б], где «А» - номер источника в библиографическом списке, Б – номера использованных страниц. Также возможно оформление автоматических постраничных сносок.

Заключение представляет собой совокупность выводов, сделанных в процессе исследования. Выводы соответствуют поставленным целям и задачам, а также гипотезе исследования и отвечают на поставленные перед исследователем вопросы. Выводы обосновываются и подтверждаются в основной части исследования.

Приложения к работе дополняют и иллюстрируют текст исследования. Это могут быть копии архивных документов, протоколы подсчета результатов в опросах, таблицы, графики, использованные при подготовке исследования.

Приложение 4

Рекомендации по написанию проектно-исследовательских работ

Проект отличается от исследовательской работы тем, что подразумевает практическую деятельность, итогом которой является определенный результат или продукт. Соответственно, в исследовательской части работы необходимо проанализировать, какую проблему помогает решить данный продукт, каким способом. Проект предполагает ответы на такие вопросы, как: что именно планирует изменить автор в текущей социальной ситуации; почему данные изменения актуальны и важны для общества? Например: местные жители очень мало знают о районе, в котором они живут, и не ощущают себя причастными к его истории; постепенная утрата нематериального культурного наследия, связанного с периодом Великой Отечественной войны; неизвестные большинству жителей места кровопролитных боев и незахороненные останки солдат Великой Отечественной войны.

В описании к проектно-исследовательской работе также можно выделить ключевые составляющие исследования: введение, основную часть, заключение, библиографический список, приложения (если есть).

Часто достижение практического результата требует проведение предварительного исследования. Такой проект является исследовательским, среди задач проектной работы должны быть специально выделены задачи исследовательского характера, а их разрешение представлено в основной части описания проекта (см. Приложение 3. Рекомендации по написанию исследовательских работ).

В работе также следует указать методы (технологии) достижения определенного результата или создания продукта. Помимо исследовательских, это будут практические методы (технологии): иллюстрация, видеосъемка, отбор экспонатов выставки и т.д.

Для разрешения существующей проблемы, заявленной в исследовательской части, автор планирует произвести ряд действий, которые приведут к четко обозначенному результату или продукту. Достижение такого результата и изготовление продукта станут целью проекта. Такой целью могут быть, например, создание информационного буклета, путеводителя, маршрута памяти, историческая реконструкция, мультимедийный продукт, тематический Интернет-ресурс, видеофильм, тематическая музейная экспозиция, инсталляция, настольная игра, сюжет которой основан на событиях Великой Отечественной войны, значимых для жителей определенной местности, установление памятных табличек, поклонных крестов на местах захоронений павших воинов и т.п.

Практическая цель проектно-исследовательской работы определяет различные виды деятельности, необходимые для ее достижения. Они являются задачами проекта, т.е. конкретными шагами к достижению цели. Эту деятельность можно обозначить в форме определенных действий: разработать сценарий видеофильма; в графическом редакторе создать план маршрута; собрать предметы быта времен Великой Отечественной войны; сверстать макет буклета и т.д.

Как правило, проект представляет собой работу авторской группы, каждый участник которой выполняет определенную функцию. Распределение обязанностей следует указать в аннотации к работе. Также в описании должны быть отражены все стадии работы, от определения проблемы, планирования, распределения функций в авторском коллективе, проведения исследования, до разработки и представления готового продукта или достигнутого результата.

В заключении представляются выводы в соответствии с поставленными целями и задачами, описывается достигнутый результат, дается анализ перспективам проекта. Обязательной частью работы является библиографический список, в который включаются как первоисточники, так и научная и справочная литература.


Возврат к списку